24_DOC запускает проект «НОВАЯ ВОЛНА»
В декабре – январе в рамках проекта «НОВАЯ ВОЛНА» канал покажет картины молодых документалистов. Фильмы самых ярких представителей нового поколения режиссеров зрители телеканала 24_DOC смогут смотреть по вторникам и четвергам в 20.00 (повтор в выходные в 20.00).
ДМИТРИЙ КУБАСОВ
Дмитрий Кубасов – актер, вдохновившийся работой французского режиссера Филиппа Гранрийе настолько, что решил сменить профессию. Роли в «Грузе 200» и в сериале «Каменская» остались в прошлом, сейчас Кубасов сам снимает документальное кино. Он учился у Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. В 2011 году взял первый приз на фестивале документального кино «Святая Анна» за фильм «Таня Пятая», был одним из режиссеров нашумевшего фильма «Зима уходи!». Сейчас Кубасов – один из авторов проекта «Реальность», в рамках которого сотни обычных людей сами снимают свою жизнь на камеру, а режиссеры монтируют из полученного материала короткометражное кино.
26 и 29 декабря – фильм Дмитрия Кубасова «Таня Пятая» – про боевую таксистку из Подмосковья. В январе на сайте будет доступен фильм Кубасова «Алехин» – лента о Евгении Алехине – молодом писателе, который ждет выхода первой книги, ездит на гастроли со своей группой «Макулатура», много пьет и любит свою девушку Оксану. После выхода фильма главный герой написал в своем блоге: « Я просто не создан для съемок документальной камерой. А особенно если режиссер задался целью выбрать только самые идиотские моменты твоей жизни».
СОФИЯ ГЕВЕЙЛЕР
София Гевейлер училась в СПбГУКиТ в мастерской режиссуры телевизионных программ, и во ВГИКе, в мастерской неигрового кино под руководством Мирошниченко. Она сняла фильм про несовершеннолетних мам, когда ей самой было всего 20 лет. За него получила приз «Артдокфеста», приз фестиваля «Дебюты», приз гильдии киноведов и кинокритиков «Слон» и стипендию президента. В этом году она закончила фильм «Данный взамен», который продолжил исследование темы материнства.
23 и 26 января – фильм «Трамвайный проспект». В Питере, на Трамвайном проспекте, есть приют для несовершеннолетних мам. У юных девочек, в основном из детских домов, рано появились дети. В приюте на «Трамвайном» их учат пеленать младенцев, кормить грудью и быть настоящими мамами – не такими, как родные матери героинь фильма. После выхода картины одна девушка нашла режиссера в сети и написала: «Я два месяца не говорила со своей матерью. Я случайно попала на этот показ – и я простила, и попросила прощения". И Софья считает, что полгода съемок стоили уже этого сообщения.
ЮЛИЯ КИСИЛЕВА
Юлия Кисилева училась во ВГИКе и посещала семинары известного голливудского сценариста и теоретика кино Роберта Макки. В ее фильмографии два десятка кино- и телефильмов. За свою режиссерскую карьеру Юлия получила 19 кинопремий, среди которых призы фестивалей «ArtoDocs», «Святая Анна» и номинация на «Лавровую ветвь». Сейчас Юлия работает над продолжением фильма «Солнечный день» – про деревню, в которой все еще есть жизнь. Но из-за закрытия «Мастер-банка» бюджет проекта был заморожен, поэтому Юля запустила сбор средств на planeta.ru, чтобы закончить фильм.
31 декабря и 4 января – фильм Юлии Кисилевой «Широкие объятия». Волонтерская группа «Старость в радость» помогает одиноким бабушкам и дедушкам из дома престарелых. Благодаря волонтерам был уволен директор дома, а заявление передали в прокуратуру. Но основная тема фильма – не борьба с чиновниками. Это лента о том, насколько старикам нужно внимание, и зачем молодым красивым девушкам видеть болезнь и старость.
КИРИЛЛ СЕДУХИН, ГЕОРГИЙ МОЛОДЦОВ и ОЛЬГА СТЕФАНОВА
Кирилл Седухин учился во ВГИКе, снял несколько документальных фильмов о деревне, а в 2010 году презентовал картину «Миф о матче смерти» – легендарном футбольном матче, сыгранном в Киеве во время войны между местной и немецкой командой. Георгий Молодцов – креативный директор «Лаборатории социальной рекламы», которая ежегодно берет престижные призы российских и международных фестивалях рекламы. Он координирует фестивальные программы Московского международного кинофестиваля и преподает теорию и практику монтажа во ВГИКе. Кстати, Молодцов - один из членов жюри конкурса ЖЖ-DOC, который сейчас проводит 24_DOC. Ольга Стефанова окончила ВГИК, создала киностудию «Гамаюн». Снимает в основном про людей из неизведанных краев – про смотрителя Маяка острова Жужмуй, жителей прибрежных поселков высохшего Аральского моря, полярников в Антарктиде.
2 и 5 января на 24_DOC – совместная лента трех режиссеров «Пограничный эффект», снятая под руководством Сергея Мирошниченко. Спустя 20 лет после развала Советского Союза молодые режиссеры приезжают награницы ранее единой страны, чтобы ответить на вопрос: как отделение некоторых республик СССР от современной России повлияло на жителей? Каждый находит личную история, которую рассказывает в глобальном контексте. Например, Ольга Стефанова снимает бабушку, которая не может получить опекунство над внуками из-за гражданства.
ОЛЬГА АРЛАУСКАС и НИКИТА ТИХОНОВ-РАУ
Большинство фильмов авторы создают вместе. Одним из самых громких стал фильм об инвалидах «Клеймо» – он был признан лучшим короткометражным телевизионным фильмом премии «ЛАВР-2011», стал лауреатом премии «Сталкер» и получил диплом V Международного Фестиваля Российского Документального Кино в Нью-Йорке. Вместе режиссеры основали студию «Артвидео», которая работает по заказу федеральных телеканалов и снимает независимое документальное кино.
24 и 28 декабря – фильм Ольги Арлаускас и Никиты Тихонова «В Ауте». В основе фильма – дневники немой девушки-аутистки Сони Шаталовой, написанные ей в возрасте от 8 до 18 лет. С самого рождения Соня ни с кем не контактировала и не могла контролировать свои действия. Врачи определили ее состояние, как глубокую умственную отсталость. А в семь лет выяснилось, что Соня умеет и читать, и писать, и очень тонко понимает мир. Строчки из ее дневника разлетелись на цитаты. Девочка, которая не может самостоятельно съесть суп, пишет: «душа – это пустое место в человеке, которое человек может заполнить или Богом или сатаной».
АЛИНА РУДНИЦКАЯ
Алина Рудницкая окончила факультет кинорежиссуры Санкт-Петербургского Университета Культуры и Искусств и уже за выпускной фильм «Письмо» получила гран-при фестиваля «Начало». Она дважды выигрывала кинопремию «Лавр» и трижды брала первые призы международных кинофестивалей – в Испании, России и Германии за фильмы «Целуй меня крепче» и «Как стать стервой». Получив гран-при «Артдокфеста», ее фильм «Кровь» стал главным событием российской документалистики 2013 года. «Кровь» отобрали в конкурс главного мирового фестиваля документального кино IDFA в Амстердаме, а телеканал 24_DOC за этот фильм вручил Рудницкой сертификат на 100 тясяч рублей.
9 и 12 января – фильм Алины Рудницкой «Кровь». Черно-белая картина рассказывает о буднях станции переливания крови. Газель с медиками и необходимым оборудованием по сбору донорской крови колесит по российской провинции, останавливаясь в деревнях или маленьких промышленных городах, где выстраиваются огромные очереди из желающих стать донорами. Все они настроены решительно, хотя их цель не безвозмездная помощь людям, а денежная компенсация на питание. Желание продать кровь приводят в донорский пункт людей всех возрастов и социальных слоев, уставших от постоянной борьбы за выживание. Но, возможно, и эта кровь спасет жизнь другим людям, если только не окажется браком – ВИЧ-инфицированной, зараженной гепатитом или туберкулезом.
АСКОЛЬД КУРОВ
Аскольд Куров, ученик мастерской Марины Разбежкиной, не только автор своих фильмов, но и герой – закадровый, но от того не менее сопереживающий. Первый фильм Аскольда «25 сентября» про его приемного сына Диму. Точнее, про одну встречу – после армии Дима захотел посмотреть в глаза своему настоящему отцу, который когда-то убил Димину мать и долгое время сидел в тюрьме. Чтобы снять фильм «Ленинленд» Аскольду пришлось работать в музее Ленина в Горках и ощутить не до конца ушедшую эпоху на себе. Такой личный подход к выбору тем объясняется взглядом Курова на документалистику в целом – для него это способ разобраться в себе.
21 и 25 января - фильм Аскольда Курова «Ленинленд». Это лента о современной жизни удивительного музея-заповедника «Горки Ленинские» и его сотрудников. В 1987 году, на закате советской эры, самый большой и самый амбициозный музей Ленина был открыт в деревне Горки, где прошли последние дни вождя революции. Вскоре после того, как музей заработал в полную силу, Советский Союз прекратил свое существование. Музей прошел период забвения, и сегодня он открыт, как и раньше. Преданные делу Ленина работники ждут возвращения старых добрых дней, поддерживая пламя революции в современной России.
Анна Моисеенко училась у Марины Разбежкиной, в числе других работала над фильмом о протестных движениях в Москве «Зима уходи!». В качестве курсовой работы сняла фильм «С.П.А.Р.Т.А. Территория счастья», который победил в российской программе фестиваля документального кино «Флаэртиана». Сейчас Анна работает над фильмом о трудовых мигрантах. Вместе с московскими дворниками и водителями она навещает их родину и открывает для себя, что там они музыканты, филологи – совсем другие люди.
7 и 11 января – фильм Анны Моисеенко «С.П.А.Р.Т.А. Территория счастья». С.П.А.Р.Т.А. – расшифровывается как Сельскохозяйственная поэтизированная ассоциация развития трудовой активности. Так называет себя коммуна, вот уже более 20 лет занимающаяся разработкой «теории счастья» в закрытом колхозе неподалеку от Харькова. Не сумев смириться с крахом коммунистической утопии, «спартанцы» создали собственную. Там они занимаются натуральным хозяйством и записывают свои мысли и поступки в тетрадочку под названием «Внешняя совесть». Не успел сделать запись вовремя – будь добр, дай сам себе пару пощечин. Анна Моисеенко показывает, как устроена повседневная жизнь в мире победившего абсурда.
Денис Евсеев учился в Авиационном институте и работал на телевидении режиссером монтажа. В какой-то момент любовь к кино победила – в этом году Денис получил диплом ВГИКа по специальности режиссура неигрового кино. Свои цели в документалистике режиссер определяет точно и просто: «в современном мире и так достаточно зла,– говорит он, – поэтому художник своим творчеством обязан показывать миру добро. И если хоть один человек в зрительном зале задумается после просмотра моего фильма, то я буду считать, что мне удалось сделать этот мир чуточку лучше».
16 и 19 января – фильм Дениса Евсеева «Рыбалка». Главного героя – Гену Федорова, который живет в детском доме в Чувашии, семья шведов приняла на летние каникулы. Гена не знает шведского языка, а Катарина и Маттиас не говорят по-русски, что не мешает находить им общий язык. Но оказывается, что заслужить любовь ребенка, повидавшего далеко не лучшие стороны жизни, порой непросто.
АННА ШИШОВА
Анна Шишова начинала карьеру документалиста с ВГИКа, с мастерской неигрового кино под руководством Сергея Мирошниченко. Шишову в первую очередь интересуют душевные ресурсы человека. Так, в 2010 она презентовала картину «Тихий океан». Это история про Алексея Живагина, который живет в интернатедля слепоглухонемых, работает в специальном цеху для слабовидящих, лепит скульптуры и мечтает создать семью и жить у Тихого океана.
14 и 18 января – фильм Анны Шишовой «Катя». Это картина про девочку, которая наперевес с рюкзаком едет в Индию, чтобы найти ответы на главные вопросы бытия. В детстве Катя просила милостыню с мамой и девятью собаками. Потом мама сошла с ума, заболела и умерла. Катя осталась одна. Попробовала быть проституткой, потом – наркоманкой. А теперь она ищет счастье среди свиста клаксонов, криков уличных попрошаек, бесконечных улиц и индийских дорог. Фильм получил премию «Лавровая ветвь» в номинации арт-фильм. Эдуард Сагалаев, учредитель премии, вручая награду режиссеру, сказал, что только что вернулся из Индии и при просмотре фильма ощутил «просветляющий дар этой могучей страны, в которой счастливы даже нищие».
Комментарии